Мы используем куки для улучшения работы сайта
Создали карту, которая показывает насколько людям комфортно находиться в том или ином месте города.

Карта гулябельности Санкт-Петербурга

Свяжитесь с нами
Telegram
Skype
Mail
Phone

О проекте

Ещё 100 лет назад главным участником дорожного движения был пешеход. Но со временем ситуация меняется и сейчас в городах всё чаще главными становятся автомобилисты и их машины: под них расширяют трассы, создают парковочные места.
А где теперь гулять простому пешеходу?
Задавшись этим вопросом, мы попытались найти сервис на картографической платформе, где можно буквально посмотреть на качество городской среды, чтобы выбирать оптимальные маршруты для вечерних прогулок. Когда стало понятно, что в России такого геопортала пока нет, мы решили создать его сами.
И сделали своё приложение – карту гулябельности.
Появившаяся как Pet проект, карта гулябельности со временем стала одной из тех, по которым нас узнают. О проекте писали локальные и более крупные медиа: KudaGO, Собака, Бумага и Нож.
Основная идея состояла в том, чтобы выявить некий индекс, который мог бы дать пользователю представление о комфортности среды. Наша гипотеза состояла в том, что даже данных из открытых источников будет достаточно для понимания того, насколько та или иная территория гулябельна.

Что вообще такое гулябельность?

Walkability – термин из английского, в русскоязычных источниках переводится как "пешеходная доступность". То есть вот у вас район: в нём магазины, рестораны, школы. Walkability определяет насколько людям удобно передвигаться по району будучи пешеходами. Но пешеходная доступность скорее про возможность добраться от дома до определенного места, а нам было важно подчеркнуть важность получения удовольствия от прогулки.

Если переводить этот термин буквально, то получится гулябельность. Несмотря на то, что масштаб нашего проекта шире одного района и включает в себя весь Санкт-Петербург, нам показалось, что именно гулябельность наиболее точно отражает нашу задумку.
    Выбор слоя "Высокая растительность"

    Почему городская среда это важно?

    В последние годы проводится всё больше исследований на тему влияния городской среды на её жителей. Мы уже знаем о том, что высотная застройка может коррелировать с преступностью, а наличие парков с лавочками и бесплатными туалетами привлекает порядочных граждан и преступность наоборот снижается. Но нашей задачей было не дать оценку пространствам Петербурга, а сориентировать людей и отразить все возможные места для приятного времяпрепровождения.
    В процессе поиска референсов и единомышленников нам попадались очень талантливые проекты.
    Некоторые из них вдохновили нас и дали более четкое понимание того, что нам нужно →

    Почему Петербург?

    На это есть две причины. Во-первых, летний Петербург это уже в некотором роде миф, ежегодно привлекающий всё больше туристов: исторические дома, улицы и районы, музеи, достопримечательности. Но и для тех, кто живёт в городе постоянно, наличие мест, где можно приятно прогуляться после работы, не менее важно. Получается, что такой картой сможет воспользоваться много людей, а значит и пользы от неё будет больше.

    А во-вторых, авторы и разработчики проекта живут в Петербурге. Проще и логичнее было создать карту гулябельности для города, который нам самим хорошо знаком. Так мы могли сопоставить реальную картину и полученный результат.

      История создания

      Итак, мы имеем: открытые данные, профессиональных ребят с опытом работы над веб-приложениями, энтузиазм и любовь к Петербургу. Такие проекты "для души" позволяют нам самореализоваться и не выгорать от постоянного взаимодействия с большим количеством данных во время веб-разработки. К тому же, это отличная возможность для экспериментов, ведь границы и дедлайны устанавливаются нами же.

      В повседневной жизни мы редко задумываемся о том, насколько важны те или иные объекты, окружающие нас на улице. Деревья, дома, заборы, клумбы с цветами, лавочки – все они имеют свою функцию. Более того, они осязаемы и объективны, а значит их можно отобразить на геоинформационной плафторме. Но сначала их надо сопоставить с субъективными параметрами вроде комфортности и безопасности, а затем разработать адаптивный дизайн. Нам нужна была некоторая методика, где среда оценивается как раз через объекты, но при этом описывает ощущения. В итоге за основу оценки гулябельности мы взяли 12 критериев, которые выделил Ян Гейл. Он разделил их на три категории: защищённость, комфорт, удовольствие.
      Чтобы не уходить глубоко в теорию, расскажем на примерах как работают эти параметры в реальной городской среде
      Так мы получили основные критерии для дизайна интерфейса карты:
      • Шум
      • Расстояние от транспортных развязок
      • Высотность зданий и плотность постройки
      • Зона видимости наблюдателя
      • Степень озеленения

      Подробнее о технических деталях можно почитать на Хабре, там всё описано достаточно подробно.
      Статья получила награду технотекст 2021.

        Что может делать карта гулябельности?

        Основной показатель – это гулябельность, она отражена цветом. Спектр от тёмно-красного до густого зелёного показывает насколько комфортно может быть человеку, находясь в определенной точке Петербурга. Например, на большом мосту, хотя там есть пешеходная часть дороги, чаще всего пешеход будет чувствовать себя неуютно. А сразу рядом за мостом – парк, там можно и посидеть, и пройтись, он окрашен в зелёный. Замечали как на Невском проспекте может быть по-разному? На карте тоже цвет неоднородный и отрезки отличаются по степени гулябельности.
        Также есть 3D режим, так что при добавлении слоя зданий на карту удобно смотреть их высоту
        Шум от транспорта в красных оттенках
        Слой с высокой растительностью даёт пользователю представление о видимости с определенного ракурса (из расчета, что средняя высота наблюдателя около 1.6 метров)

        Поддерживается любым устройством

        Понимая, что чаще всего интерактивной картой люди будут пользоваться на улице, то есть скорее всего с мобильных устройств, мы оптимизировали работу веб-приложения под мобильные браузеры. Главным отличием от версии на ПК является отображение геолокации: с её помощью удобно "ходить" по улицам Петербурга. Но если вам необходимо спланировать маршрут заранее, то карту можно открыть дома на компьютере и виртуально пройтись по всем улицам.

          Развитие и дальнейшая жизнь проекта

          Мы брали информацию только из открытых источников и поэтому не учитывали все показатели по Гейлу. Некоторые критерии не вошли в финальный проект: их оценка требует более длительного сбора данных и задействования дополнительных ресурсов.

          Если у вас есть возможность и вы хотите развить этот проект в полномасштабную карту гулябельности с более детальным отражением городских условий – напишите нам!
            На сайте https://walkability.ru/ можно пройти небольшой опрос и оценить, насколько карта передает ваше ощущение комфортности от прогулки.
            СМИ о карте

            Другие проекты

            Создали платформу для работы с геоданными, обладающую уникальным поиском, каталогизацией и публикацией карт в интернете.

            Есть проект? Свяжитесь с нами!